Одномоментные исследования
1. Каковы критерии выявления случая?
— Распространенность зависит от того, какой смысл вкладывается в понятие случая.
2. В какой популяции выявлены случаи?
— Распространенность зависит от характеристик группы лиц, в которой она оценивается.
3. Изучается ли распространенность в несмещенной выборке из популяции?
— Распространенность для выборки отражает распространенность в популяции с точностью, соответствующей репрезентативности выборки.

Когортные исследования
1. Все ли члены когорты:
а) включены в начале исследования (исходная когорта)?
— В противном случае не будут учтены пациенты, у которых заболевание протекает слишком легко или слишком тяжело;
б) имеют риск развития исхода?
— Нет смысла описывать развитие исходов у лиц, которые уже заболели или не могут заболеть;
в) находятся в одинаковой точке отсчета (по времени) в течении заболевания?
— Прогноз зависит от того, с какого момента в процессе заболевания начинается отсчет исходов.
2. Все ли члены когорты завершили исследование?
— Выбывание членов когорты из исследования может привести к появлению систематической ошибки, если у выбывших в среднем болезнь протекает тяжелее или, наоборот, легче, чем у завершивших исследование.
3. У всех ли членов когорты выявление исходов проводилось с одинаковой тщательностью?
— В противном случае различия в частоте исходов могут не отражать истинные различия, а быть обусловлены систематической ошибкой при измерении.
4. Исключена ли систематическая ошибка при сравнении? (Были ли члены сопоставляемых когорт одинаковыми по всем признакам, кроме изучаемого?)
— Для того чтобы приписать исход изучаемому фактору, другие влияющие на исход факторы должны быть представлены в сравниваемых группах в равной мере.
Рандомизированные испытания
1. Соблюдены ли основные требования к когортным исследованиям?
— Клинические испытания — разновидность когортных исследований.
2. Случайным ли образом больные разделены на опытную и контрольную группы?
— Это единственный способ сделать сравнение методов лечения полностью свободным от систематической ошибки.
3. Проводилось ли исследование слепым методом, т.е. знали ли больные, клинический персонал и исследователи к какой группе принадлежал каждый испытуемый?
— Неосведомленность участников испытания позволяет получить несмещенную оценку.
4. Обеспечивались ли в обеих группах одинаковые методы всех вмешательств, кроме изучаемого?
— Различия условий для двух групп могут нарушить сопоставимость, которая была достигнута путем рандомизации.
5. Какой подход анализа данных применялся: исходя из допущения, что все больные получили лечение, предписанное при рандомизации, или исходя из фактически полученного лечения?
— Если не все больные получали предписанное лечение, то существует два вида анализа данных, с разной задачей и разной научной силой. Анализ с учетом назначенного вмешательства важен для принятия клинических решений и проводится на группах, сформированных случайным образом. Анализ с учетом фактически полученного вмешательства позволяет объяснить эффект вмешательства и является когортным исследованием.
Исследование случай-контроль
1. Производилось ли включение пациентов в начале заболевания?
— Факторы риска для распространенных заболеваний могут быть связаны с началом или с длительностью заболевания.
2. Одинаковы ли основная и контрольная группы по всем признакам, кроме изучаемого фактора?
— Для обоснованной оценки относительного риска необходима сопоставимость сравниваемых групп.
3. Применялись ли в основной и контрольной группах одинаковые и не подверженные систематической ошибке методы выявления воздействия изучаемого фактора?
— Систематическая ошибка при оценке воздействия может увеличить или уменьшить величину относительного риска.
Мета-анализ
1. Все ли исследования (опубликованные и неопубликованные) по изучаемому вопросу выявлены?
— Задача состоит в обобщении результатов всех завершенных исследований, а не смещенной выборки из них.
2. Включает ли мета-анализ только строгие научно обоснованные исследования (с низкой вероятностью систематической ошибки)?
— Задача состоит в обобщении наиболее надежных результатов.
3. Если в мета-анализе оценивается суммарный эффект:
а) однородны ли включенные в мета-анализ исследования (с точки зрения характеристик больных, типов вмешательств и
исходов)?
— Неправомочно выводить единую общую меру эффекта на основе разных по сути исследований.
б) взвешены ли включаемые исследования по размеру выборки (числу наблюдений)?
— Более крупные (более точные) исследования получают больший вес, чем небольшие (менее точные) исследования.
4. Учитывается ли качество включаемого исследования при оценке его результата?
— Результаты хорошо спланированных и проведенных исследований заслуживают большего доверия.


Парфюмерная рив Гош, в рив гош есть монталь.